Эффективность транспорта

Эффективность транспорта

В наше время понятие «эффективность»—одно из самых распространенных. Исследованию эффективности’ посвящена обширная литература. Однако единого понимания сути, критериев и показателей эффективности пока нет. На сегодняш­ний день определено в основном общенаучное содержание понятия эффективности как категории политической экономии, характеризующей производственные отно­шения, связанные с результативностью использования ресурсов производства. Практический аспект эффективности — как конкретно наилучшим образом исполь­зовать ресурсы, чтобы получить максим, альный результат — разработан весьма слабо. Для решения этого вопроса необходимы исследования, ориентированные на современные подходы к плакированию и управлению производством.

Б настоящее время в литературе по теории и практике анализа, оптимизации и оценке эффективности систем н процессов имеются два подхода: экономический и целевой. Методы оценки экономической эффективности систем предполагают, что заданная цель .функционирования системы ‘обязательно будет достигнута Переменной величиной в анализе являются лишь з’атраты ресурсов. При этом ма­тематические модели и методы оценки эффективности базируются в основном на критерии приведенных затрат. Целевой подход к оценке эффективности, напро­тив, предполагает, что ресурсы заданы, однако конечный результат функциониро­вания системы здесь является случайным событием. Для оценки эффективности воздушного транспорта ни тот, ни другой взятые подходы неприемлемы.

Современный ‘воздушный транспорт — одна из высокоразвитых и многоцеле­вых отраслей народного хазяйства. Его развитие характеризуется всесторонней интенсификацией производства на основе научно-технического прогресса, даль­нейшего совершенствования хозяйственного механизм, а и повышения качества ра­боты во всех звеньях и на всех участках производства. Повышение эффективно­сти следует рассматривать как.’генеральное направление развития воздушного транспорта, Этим определяется важность проблемы измерения эффективности и управления ею. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, объеди­няющего целевой и экономический подходы, постольку ЛИШЬ С ЭТИХ позиций мож­но оценить вое стороны воздушного транспорта, представляющего собой большую социально-экономическую систему и одновременно одну из подсистем единой транспортной системы.

Эффективность воздушного транспорта рассматривается с учетом стохасти­ческого характера эконом, ичеокон системы. Случайность и неопределенность в эко­номике существуют независимо от того, осознаем мы их или кет. Они проявляют­ся в поставках я расходах ресурсов, возможностях и результатах хозяйственной деятельности авиапредприятий, внешних условиях авиа, производства и т. д. Роль стохастической составляющей * экономической системе в связи с научно-техни­ческим прогрессом постоянно расширяется. Возникают новые научные и техни­ческие идеи, воплощение которых в технических я технологических разработках, новых видах оборудования и материалов расширяет область вероятного, заранее не предсказуемого в хозяйственном развитии.

Излагаемый в книге стохастический подход к исследованию эффективности экономической системы предполагает использование теории вероятностей в каче­стве математической базы ‘исследований. Широкое внедрение теории вероятностей в экономическую и управленческую практику представляется совсем не рядовым явлением. Причина в том, что стройной теории «стохастической» экономики покз нет.

Показатели эффективности в книге рассматриваются как количественные ха­рактеристики конечного результата функционирования системы в течение обус­ловленного периода в сравнении с целевыми нормативами и расходом ресурсов при заданных характеристиках состояния системы и воздействия внешней среды.

Эффективность системы в работе представлена как обобщающая характе­ристика процессов ее функционирования. Вместе с тем юна не является исчерпы­вающим свойством технической системы, в частности, на стадии прогноза и за­каза новой техники. Выбор прогрессивной технической политики — исключитель­но важная задача, особенно для таких капиталоемких отраслей народного хозяй­ства, как воздушный транспорт. Высокая и постоянно возрастающая стоимость создания новых самолетов, большая продолжительность цикла их проекгирова-

пия, производства и эксплуатации требуют строгого научного подхода к пробле­ме определения перспектив.

Опыт показывает, что процесс заказа новой техники на начальном этапе ис­следует связывать лишь с экономической эффективностью. Новые технические средства на первых порах чаще всего (бывают экономически невыгодными из-за дорогой я трудоемкой доводки, неизбежность которой обусловлена самой новиз­ной, При этом чем более передовыми — в техническом отношении являются разра­батываемые и внедряемые образцы новой техники, том значительнее становится накопление научных и производственно-технических знаний и опыта, которые не­обходимы для перехода к следующим, — более прогрессивным конструкциям — само­летов и обслуживающих систем. .Отсюда вытекает объективная потребность в не­экономической оценке технических систем на каких-то этапах их жизненного цик­ла. Основным содержанием такого показателя или системы показателей должно быть измерение уровня использования последних-достижений научно-техническо­го прогресса, т. е. уровня новизны технической системы, что отведает смыслово­му содержанию показателей технического уровня.’ Не случайно постановлением ЦК КПСС и Совета Министров «Об улучшении планирования и усилении воздей­ствия х аз я йст венного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 1(2 июля 1979 г. (устанавливается порядок, согласно которо­му ‘.министерства и ведомства — обязаны периодически оценивать технический уро веиь выпускаемых машин, оборудования и — другой техники производственного назначения.

В докладе на XXVI съезде КПСС Л; И. Брежнев подчеркнул: «Условия, в которых парадное хозяйство будет развиваться — в 80-е — годы, делают еще более настоятельным ускорение научно-технического -прогресса» [5, с. 42]. С целью обес­печения выпуска продукции, которая по -своему техническому уровню соответст­вует лучшим отечественным и зарубежным -образцам или превышает их, ми­нистерства и ведомства обязаны разрабатывать и утверждать планы повышения технического уровня отрасли.

Эффективность — и технический уровень систем тесно связаны между собой и — взаимно дополняют яруг друга. Такая взаимосвязь — объясняется тем, что эффек­тивность как категория политической экономии проявляется в соотношении ка­чества и количества, потребительной стоимости и стоимости конечного результата общественного производства, а технической уровень представляет собой уровень качества, является формой проявления потребительной стоимости. Это означает, что эффективность является функцией технического уровня.

В данной книге -большое внимание уделено методологическим вопросам, хотя в-начале предполагалось широко изложить существующие практические методы оценки и анализа эффективности воздушного транспорта. Такой — пересмотр на­правленности изложения материала обусловлен решениями XXVI съезда КПСС, в которых поставлена задача: вывести вое — отрасли народного хозяйства на пере­довые рубежи науки и техники. Решения XXVI съезда КПСС и указания Л. И. Брежнева о том, что «…сама наука — должна -быть постоянным «возмутите­лем спокойствия», показывая, на каких участках наметились застой и отстава­ние, где современный уровень знаний д. ает возможность двигаться вперед быст­рей, успешней» (5, с. 43], — окончательно убедили автора в том, что книга должна быть нацелена на — перспективу и ра-ссчиТана на читателя, перед которым постав­лена задача перестройки сложной системы — планирования, анализа и оценки эф­фективности -производства гражданской авиации.

Материал книги (может быть использован при написании учебников и учеб­ных пособий для вузов гражданской авиации, а также в научных и производст­венных подразделениях -гражданской авиации нри проведении исследований эф­фективности воздушного транспорта. Общие положения теории эффективности, изложенные — в настоящей книге, будут полезны также специалистам других от­раслей народного хозяйства, занимающимся-проблемами эффективности и управ­ления производством.

Азтор — считает своим долгом выразить сердечную — благодарность профессору А. А. Червоному за доброжелательное творческое сотрудничество и активную по­мощь при подготовке рукописи и профессору А. В. Гличеву за ценные указания, данные при рецензировании рукописи.